Привет, геймеровчане!
Прерогативу называть вас котятками я пока решила оставить Китти, из рук которой перехватываю эстафетную палочку, дабы рассказать вам о том, на что еще следует обращать внимание, дабы не ударить в грязь лицом, споткнувшись в спешке побыстрее опубликоваться на страницах нашего уютного портала. А то Китти сетует: никто-де не говорит о том, как круче писать, несмотря на то, что я неоднократно предпринимала попытки пролить свет на отдельные технические составляющие.
К сожалению, это требует быть отдельно проговоренным, но почти весь ваш писательский инструментарий напрямую зависит от жанра, в котором вы собираетесь выступить. Так же, как если бы вы рисовали анимешный скетч, вы бы вооружились упаковкой «копиков», а для росписи доспеха вам бы уже потребовалась коробка акрила, способы выражения мыслей для рецензии будут использоваться совсем не те же, что для обзора, руководства или аналитики.
Рецензия
Жанр рецензии таков, что позволяет вам как автору множество вольностей. Когда вы беретесь за рецензию — у вас на руках практически карт-бланш на полный субъективизм. Рецензия — это в некотором смысле, кхм-кхм, то, что получается на выходе после того, как вы «проглатываете» произведение и пропускаете его через себя. Текстом, который пишется в этом жанре, вы ставите перед собою цель воздействовать на эмоциональный канал человеческого восприятия, и это наделяет вас безоговорочным правом как искупать читателя в волнах своих эротических фантазий, так и утопить его в выгребной яме. Вы работаете на создание впечатления, и руки ваши развязаны до определенной степени свободы.
Примеры... да мало ли их? Наверняка хотя бы раз каждый из нас сталкивался с такими фильмами, книгами, играми, от которых хочется просто верещать от восторга, но при ближайшем рассмотрении вы понимаете, что они состоят-то, по сути дела, из кучки недостатков. Биошок там, к примеру, Голодные Игры какие-нибудь, еще что-то, что полностью проигрывает при трезвом разборе на винтики. Проще говоря, когда вас тащит без ведомой причины — пишите рецензию.
Обзор
На противоположной чаше весов возлег Его Величество Обзор. В отличие от рецензирования, в коем вы можете пуститься по кочкам собственной прогрессирующей шизофрении, обзор — жанр, который должен удовлетворить рациональное человеческое начало. Делая обзор, мы стараемся по максимуму избавить текст от своего личного мнения, чтобы читатель просто знал, что есть в обсуждаемом объекте и как оно работает. Допускается в меру юморить, внедрять отсылки и аллюзии, мягко сравнивать объект с чем-то, живущим непосредственно по соседству, но стараться воздерживаться от оценочных суждений, либо искать, чем компенсировать пробившиеся ростки субъективизма.
К слову, в этом месте очень многие обычно обижаются, но факт есть факт: МНЕНИЕ не бывает ОБЪЕКТИВНЫМ. Точка зрения объективной тоже быть не может. Сами погоняйте на языке это слово - «мнение»: МНЕ-ние. То, как конкретная вещь является МНЕ, исходя из гибкости моего понятийного аппарата, из моего жизненного опыта, из моего интеллектуального багажа, из моего настроения в конкретный момент времени, в конце-то концов. Ну и с точкой зрения тоже все должно быть понятно: точка — она маленькая, не имеет измерений, глубины, веса: пык! - и все. Точка ничтожна. Расширьте ее до горизонта взглядов, лучше даже до панорамы, и когда появится объемное представление, тогда исчезнет любое сомнение в объективности: если мы можем со всех сторон убедиться, что перед нами панда, нет резона подозревать, что на самом деле это жираф, а автор недоговаривает. Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев посты вида «Мои свежие впечатления от пройденной игры» все же не взлетают: они просто-напросто неинформативны для читателя с иной системой ценностей. С другой стороны, бывает занятно ознакомиться с мнением, диаметрально противоположным среднему по палате, но если вы собираетесь пойти на такой опасный шаг как публично охаять то, что расхвалили до вас, — аргументация должна быть просто железобетонной.
Новость
Горькая правда жизни, кстати, что рецензии и обзоры – это своего рода «фастфуд». Не надо обладать какими-то особенно выдающимися навыками, чтобы выдать олитературенный список ингредиентов. Я ни в коем случае не говорю, что это легко, многие не в силах создать законченный текст даже такого толка. Имеется в виду лишь усваиваемость текста аудиторией. Прочтенный обзор оставляет после себя лишь минимум информации, нужный лишь для общего расширения кругозора. Может, вы вообще не знали о такой игре, обзор на которую читаете. Или долго метались в сомнениях насчет конкретного тайтла, и понравившаяся вам чужая рецензия помогла расставить точки над «ё».
Еще более общий уровень информирования – новости. Создавая обзорный текст, вы рассказываете о том, что увидели сами. Создавая новостной контент, вы пересказываете то, что наплели другие люди, и за истинность информации ручаться до конца не можете. Новости – вообще низшее звено пищевой цепочки. Так называемых «информационных поводов» – вагон и маленькая тележка, иногда они откровенно высасываются из пальца, но подаются так, чтобы моментально привлечь внимание. До конца дней своих запомню новостную заметку с заголовком «Розенбаум зарезался, но не насмерть!». В теле заметки сообщалась информация, без которой я даже не знаю, как жила бы дальше на белом свете: бард у себя на кухне разделывал продукты и порезал палец. С тех пор я новости не могу рассматривать иначе, чем на срезе этого проклятого пальца.
Аналитическая статья
Если вы хотите удовлетворить читателя на интеллектуальном уровне восприятия, пишите аналитику, она здесь всегда в цене. Раскопки дневников разработчиков, поиск «пасхальных яиц», анализ законов существования конкретного мира – на тексты такого содержания гурманов великое множество. Ряд вселенных именно в процессе игры позволяет осветить себя лишь на достаточно поверхностном уровне, и практика опроса показывает, что процент игроков, добросовестно читающих всю «факультативную» информацию, не очень-то и велик. Сейчас не лучшее время для игровых сценаристов, будем уж честны: контента они создают столько, что изучать и упорядочивать его можно месяцами, но у игрока этих «месяцев» попросту нет, если он увлечен индустрией, а не только одной-единственной вселенной. Многие действительно с трудом впихивают в себя контент, не требующийся для усвоения основного сюжета и понимания условий текущей задачи, хотя чаще всего контент этот очень и очень интересен.
Если вы – тот самый гик, которому ведомы драмы, стоящие за прорисовкой каждого пикселя игры и наполненные отсылками к древним мифологиям… ну, для вас всегда тут будет хлебное место. Главный закон жанра «гиковская исповедь» - не надо рассказывать пользователю то, что он бы с легкостью прочел сам, просто зайдя на страницу в википедии или официальный сайт игры. Но вот если вы, перебирая локацию по кирпичику, нашли под ворохом камней обрывок бумаги, на котором что-то написано, потом отыскали книгу, из которой был вырван этот листок, прочитали всю серию этих книг и обнаружили, что в том подземелье где-то зарыт реликтовый артефакт, аналоги которого так же существуют в других вселенных от этого же разработчика, а сам он и вовсе представляет собой аллюзию на нечто, существующее в нашей с вами объективной реальности и освещенное в Библии, трудах Достоевского, Бодрийяра и Джоан Роулинг… нет, конечно, я утрирую. Но грамотно упорядоченные результаты исследования такого рода подробностей – почти так же круто, как «Маятник Фуко». Но стоит себя морально приготовить к тому, что осилят титанический труд лишь особо утонченные ценители, и высот популярности лотерей с ключами за 15 рубликов, увы, труд этот достичь не сумеет.
Руководство
Гайды и прохождения обладают очень высокой социальной ценой. По умолчанию считается, что написать прохождение – достаточно трудоемко, поэтому авторам прохождений моментально воздается. Вплоть до того, что за пять минут золотится описание простейшей последовательности действий в меню игры, посильных даже обладателю лишней хромосомы. Не надо доходить до такого «фарма на кабанчиках»: однажды найдется кто-то, кто даст вам понять, что пост реально был прочитан. Возможно, после этого вам станет стыдно. Быстрорастворимые прохождения главной сюжетной ветки – тоже, честно говоря, ужасная пошлость, хотя порой без них никуда.
Нет, гайд по прохождению коридорного шутера – это тоже цирк с конями. Самое страшное, что может случиться при прохождении почти любой современной игры, это смерть вашего персонажа. Вспоминая былые времена, когда солнце светило ярче, я не могу пройти мимо случая с моей любимой Planescape: Torment, который поимел место при первом вдумчивом прохождении. Предмет, необходимый для того, чтобы проникнуть в новую сюжетную локацию, был найден еще в самом начале игры и вознамеревался пригодиться мне еще только часов через десять шатаний по Улью. На нем не было написано ни слова о его сакральном предназначении – и в процессе чистки инвентаря я его выложила… куда-то. Когда он мне все-таки оказался нужен, я уже не смогла его найти. На предположения знатоков отвечу сразу: нет, речь не о мусоре. Игра зашла в тупик. В поисках выхода я перерыла немало гайдов – и ни один из них не указывал на то, как важно не пролюбить именно этот, вот именно этот самый предмет. Мораль, полагаю, ясна.
Если вы решаетесь освещать неочевидную в освоении и необязательную часть игры – сделайте так, чтобы пользователь, дочитав ваше руководство, искренне не понимал, как он раньше жил, не пользуясь фичей. Вновь пример из личного опыта: Dragon Age проходился мною в условиях полного хаоса в пати, и настройки командной тактики мне не пригодились ни разу. Понимание того, какая итиццкая сила сокрыта в четко слаженном взаимодействии спутников, снизошло лишь после серии гайдов от пользователя по имени Аделаида. Вновь возвращаясь к вопросу гиковства: даже об игре четырехлетней давности все еще можно написать что-то такое, что заставило бы по-новому посмотреть на нее тех, кто прошел ее уже по два раза за каждую расу, и такое руководство будет цениться на порядок выше наспех написанного прохождения сюжетки.
Как видите, все основные ходовые местные «жанры» преследуют совершенно разные цели и задействуют совершенно разные каналы читательского восприятия. «Общит» их лишь пара черт: статья, написанная с ориентацией на аудиторию, практически всегда выиграет у статьи, которая работает лишь на эго своего создателя, а уникальность информации еще даст фору актуальности. Можете ли вы сообщить миру то, чего он еще не слышал, теми словами, которых он прежде не знал? Безусловно, можете! Разумеется, можете, если первичная цель вашего пребывания тут – общение, саморазвитие и обмен информацией, а не фарм плюсиков.